Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

 Согласно заключению Счетной палаты, федеральный бюджет на 2024-2026 год является дефицитным, а основными источниками финансирования этого дефицита должны выступить внутренние заимствования, а в 2024 году ещё и Фонд национального благосостояния.

Под внутренними займами понимаются облигации федерального займа (далее – ОФЗ) – т.е. кредитование государства на определенный срок и под определенные проценты.

Размер же этих заимствований только в одном 2024 году должен составить согласно предоставленным в бюджете цифрам 2,6 трлн. руб. (суммарно до 2026 года включительно планируется привлечь при помощи ОФЗ – 9 трлн. руб.).

По данным Центрального банка Российской Федерации, основными держателями ОФЗ являются крупнейшие российские банки (65,6% от всех держателей), ещё 23,8% держат некредитные финансовые организации (негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые организации, инвестиционные фонды и компании, кредитные кооперативы и т.д.).

Между тем, газета "Ведомости" пишет, что  суммарный объем различных кредитов, выданных банками, выше, чем ликвидные (быстро конвертируемые в деньги) активы, а денежное покрытие долговых обязательств (наличных средств для быстрой выплаты инвесторам и вкладчикам) всего 19% (данные на октябрь 2023). Выход из сложившейся ситуации банки видят в кредитовании у Центробанка под залог нерыночных активов (акции, которые не торгуются на бирже, инвестиционные и кредитные обязательства), ликвидность которых в кризисной ситуации вызывает вопросы. 

Как видно, закредитованный банковский сектор явно не потянет должным образом увеличить объем покупок ОФЗ для покрытие дефицита бюджета.

Может быть правительство залатает дыры продажей ОФЗ физическим лицам?

Возможность продажи ОФЗ в таких масштабах гражданам также вызывает вопросы. Например, по данным Минфина, только в первом квартале 2024 года он планирует разместить ОФЗ, совокупная номинальная стоимость которых - 800 млрд. ₽. При этом погашение долговых обязательств на 600 из этих 800 млрд. планируется более, чем через 10 лет. Привлекательность таких займов для граждан сомнительна. 

К примеру, ОФЗ 26223 при погашении в 2031 году имеет купонный доход (процент за пользование долгом) 12,2% годовых, что сопоставимо со вкладом в Сбербанке, где деньги гражданин может забрать в любой момент, а не через 10 лет. 

Между тем, согласно Счетной палате, в случае неисполнения параметров государственных заимствований возникает риск неисполнения обязательств государства по ОФЗ. Это очень тревожный знак.

В связи со всем этим, я направил депутатский запрос в Минфин России и на днях получил следующий ответ:

"Минфин России регулярно информирует Правительство Российской Федерации о рисках, сопряжённых с масштабным привлечением заёмных ресурсов в федеральный бюджет в предстоящие периоды. Привлечение средств вызвано тем, что Правительство Российской Федерации вынуждено использовать этот инструмент для преодоления всех стоящих перед страной вызовов... Ожидается), что выполнение программы займов не приведет к драматическому повышению долговой нагрузки федерального бюджета...".

Ключевое слово в ответе  «ожидается» плюс перекладывание вины за «риски» на правительство. Все это явно не внушает уверенности в том, что все хорошо на «долговом» бюджетном фронте. А тут на подходе еще обещания Путина из Послания. 

Из какой тумбочки правительство будет извлекать нужные деньги? Что-то тревожно за послевыборные времена…