Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

 В прошлом году помог им осуществить экспедицию к месту падения в 1943 году двух американских истребителей Р-39 Airacobra, которые перегонялись по трассе АЛСИБ на фронт. Тогда один летчик погиб, второго спас местный житель. Офицерам вооруженных сил показал это место и останки самолетов, рассказал о том, что случилось в тот роковой день.

Место катастрофы находится от Витима примерно в 50 км – на территории Иркутской области, Мамско-Чуйского района, на берегу Лены. Мы на лодках двигались по реке, доехали до бывшей деревни Рысьино, а там уже поднимались в гору пешком», - рассказывает Михаил Амузинский.

Удивительно, но останки самолетов времен Великой Отечественной войны, действительно, до сих пор лежат в тайге – там, где в годы войны проходила секретная воздушная трасса «Аляска-Сибирь». Сохранилось множество деталей обшивки, двигатель, один из бензобаков и даже след от носовой части, которой истребитель вертикально врезался в землю.

Михаил Амузинский изучал информацию об этой авиакатастрофе во всевозможных архивных источниках Министерства обороны России, даже нашел достоверные сведения о крестьянине, который спас одного из летчиков.

«Трасса АЛСИБ проходила, в том числе, над поселком Витим – здесь даже построили для этих целей аэродром, это общеизвестно. 6 ноября 1943 года, когда очередную партию самолетов перегоняли на нашем участке трассы, во время маневрирования произошла трагическая ошибка: 2 истребителя столкнулись в небе и упали.

Авиакатастрофу заметил местный житель деревни Рысьино - беспартийный, малограмотный, рядовой колхозник колхоза «Пробуждение» (так в протоколе допроса) Михаил Габидулин - и отправился к месту падения. Один летчик - Павел Морозов погиб, а второй - Иван Федотов - выпрыгнул с парашютом и мог замерзнуть. Михаил Габидулин поднялся в гору, нашел его в бессознательном и полузамерзшем состоянии. Один, на своих плечах вынес раненого летчика к реке и на лодке переправил в деревню. За этот поступок в 1944 году Михаила Ахметовича наградили медалью «За трудовую доблесть», а мы сейчас точно не знаем, где он скончался и где похоронен – история быстро уходит в забвение, к сожалению», - сообщил Михаил Амузинский.

 

Воздушная трасса «Аляска – Сибирь» начала действовать в 1942 году. Это был авиакоридор, соединяющий СССР и США в годы Великой Отечественной войны. По договору ленд-лиза западные союзники поставляли Советскому Союзу истребители и бомбардировщики, для чего была необходима круглогодичная воздушная трасса.

Несмотря на труднодоступность районов, в тайге и тундре было построено 16 аэродромов, один из которых располагался в Витиме. В общей сложности путь самолета от завода в США до советско-германского фронта составлял 14 000 км. И это была операция планетарного масштаба. Про нее говорили: «Трасса хоть и находилась в тылу, но летать на ней было также опасно, как и на фронте. Только врагами здесь были погодные условия: зимой – лютые морозы, летом – густые туманы».

Всего за годы войны советские летчики перегнали на фронт по трассе АЛСИБ более 8 тысяч самолетов. Но и потерь было очень много: над территорией СССР разбилось 60 самолетов, и 115 летчиков погибли. В октябре 1945 года секретная трасса «Аляска-Сибирь» прекратила свою деятельность, первая перегоночная Краснознаменная авиадивизия была расформирована.

Сейчас историей трассы «Аляска-Сибирь» активно занимается «Русское географическое общество», председателем которого является министр обороны РФ Сергей Шойгу. Уже не раз были организованы экспедиции по пути АЛСИБа. Именно поэтому пеледуйские военные так заинтересовались авиакатастрофой, которая произошла более 80 лет назад, но совсем рядом с их частью.

«Им было очень интересно! Военные установили табличку от имени своей части и соорудили небольшую каменную пирамиду. Они продолжили закрепление этого места, как исторической точки времен Великой Отечественной войны – что можно только горячо приветствовать! Ведь еще буквально 5 лет назад, кроме меня, всего два-три человека точно знали, где находится место падения самолетов: кто уехал навсегда из родных мест, кто покинул земную юдоль. А теперь намного больше, и это очень хорошо.

Также прошлым летом удалось заинтересовать директора Витимской школы и с его участием сводил туда группу витимских школьников – теперь и они воочию познакомились с историей трассы АЛСИБ. Прошедшей зимой  вплотную занялся изготовлением табличек для сооружения на месте падения истребителей небольшого Мемориального комплекса, и каждая строчка, написанная там, соответствует действительности, потому как она создавалась на основании реальных копий военных документов того расследования, которое проводили по этому происшествию.

В этом году, конечно же, с участием школьников они будут установлены. На площадке мемориала обязательно проведем большую уборку. К сожалению, там много хозяйственно-бытового мусора, накопившегося за годы работы приемо-передающей антенны, разный металлический хлам. Все это необходимо убрать в один отдаленный отвал, вырубить беспорядочный кустарник», - поделился своими планами витимский краевед.

Сам Михаил Амузинский не уверен, что после обнародования данной истории, останки самолета не вывезут и не «растащат» до конца. Поэтому он планирует сделать паспорт объекта и постараться сохранить его в том виде, в каком он есть сегодня.

«Наше общее дело это все сохранить хотя бы в том виде, какой сейчас есть. Чтобы люди знали - это не бесхозная куча металла, а реальная история Великой Отечественной войны», - заключил Михаил Амузинский.  

Наталья БЕСПАЛОВА,

пресс-служба администрации Ленского района