
Все ближе день “икс” для дальневосточников. Как ожидалось, Государственная Дума в скором порядке принимает Федеральный закон “Об особенностях предоставления земель в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации”. С 1 мая 2016 года он должен вступить в действие. Почему именно приурочено к Дню международной солидарности трудящихся, остается вопросом.
Данный проект подается как решение проблемы привлечения трудовых ресурсов на обезлюдивший Восток России, поскольку с этим регионом власть связывает экономическое процветание государства и развитие альтернативы западной агрессивной цивилизации созданием Азиатско-Тихоокеанского экономического блока.
При прочтении первого опубликованного проекта мне показалось, что этот документ касается только сельскохозяйственных угодий. Поэтому с позиции решения продовольственной безопасности, а в настоящее время, время эмбарго и экономических санкций, эта мировая проблема для России обостряется, мне показалось вполне правильным такое решение.
Дальнейшее обсуждение раскрывает более широко основную фабулу проекта закона и ставит еще больше вопросов. Оказывается, под раздачу попадают все категории земель, в том числе лесного фонда, кроме особо охраняемых и производственных. Вообще позднее ликвидируется само понятие категорий земли. Вместе с тем недра под землей все равно остаются в федеральной собственности, поэтому отторжение земель, под которыми обнаружены важные недровые ресурсы, может происходить без согласования пользователей и владельцев.
Земля — это основа бытия человека. Он связан с ней не только биологически, но в первую очередь духовно. Для коренных народов Дальнего Востока — это неотъемлемая часть материально-духовной жизни. В результате утраты земельной составляющей теряются традиционные виды природопользования, соответственно этнические характеристики. Поэтому с начала перехода на рыночные отношения в России первой проблемой северян было восстановление родовых угодий, возврат на места бывших колхозов, совхозов, закрепление этих земель в юридическом плане.
В 90-х годах прошлого столетия при развале совхозов и прекращении государственной поддержки сельского хозяйства в Якутии создали свыше 200 родовых общин, за которыми постепенно закрепили свыше 40 млн га оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Получается, что оленеводы, охотники, рыбаки 30 лет назад предвидели развитие событий и пытались защититься. Они не были поняты, работа по оформлению свидетельств на места традиционного хозяйствования шла с большими препятствиями.
Если бы поддержали родовые общины и те немногие сельские поселения, которые первыми решали заложенные в ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока” положения, то сегодня в Якутии было бы гораздо больше земель, относящихся к особо охраняемым, то есть не подлежащим распределению. А сейчас исполнительная власть в ускоренном порядке пытается оформить земли традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.
Лучший вариант — территориями традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности сделать все территории в границах национальных районов и поселений, а также кочевых родовых общин. Но на это нужна добрая воля представительной и исполнительной власти районов и поселений.
Колонизация территорий ведущими государствами начата в XV — XVI веках. Поначалу в Сибирь шли землепроходцы, люди, которых влекло познание мира, а также авантюристы всех мастей. Затем Петр Столыпин предпринял реформу, по которой за Уральским хребтом и на Дальнем Востоке выделялись земли для переселенцев с центральных областей. Крестьяне шли на Восток целыми деревнями и семьями.
В советское время в целях поднятия экономической мощи государства нужно было развивать восточные районы страны, где в основном имелись природные ресурсы. Для этого создана целая система северных льгот и преференций для специалистов и рабочих кадров.
На мой взгляд, России сегодняшней нужно было не раздавать бесплатно с последующей приватизацией по одному гектару земли, а восстановить систему экономического и финансового привлечения специалистов на Север и Дальний Восток, подобную советской, а также восстановить обязательное распределение выпускников учебных заведений, обучавшихся на бюджетной основе, с возвратом средств, затраченных государством на его обучение в случае невыезда на место работы.
Политические решения принимаются властью в чьих-либо интересах. В моем понимании — указанный проект закона начинает второй этап приватизации олигархическими кланами мира России. Это уже раздел территории между группировками, в той или иной степени имеющими связи с транснациональными корпорациями.
К той же продуманной политике по дальнейшему разрушению советской системы относится и январское высказывание Трутнева о возможности приватизации АК “АЛРОСА”, которая, по моему мнению, начнется именно с доли районов алмазной провинции. Полная приватизация ГУП “Якутуголь” в конце 90-х не улучшила ситуацию с поставками угля в котельные республики и не приносит ощутимой экономической выгоды населению Якутии. Только возникают проблемы с его владельцами — корпорацией “Мечел”. Так и земельная реформа России, начатая с Дальнего Востока, приведет к дальнейшему перераспределению месторождений полезных ископаемых, от которого выиграют лишь олигархи.
И все же закон, несмотря на предложения нашей республики, будет принят. Поэтому нужно думать, как им распорядиться. Правильно говорят специалисты, что будет наведен порядок в учете земельных ресурсов. Сейчас якутяне ускоренно делают документы на собственные участки и закрепляют в кадастре право собственности. Эту работу следует закончить. Параллельно ведется работа о возможном распределении земли на выдачу желающим. Некоторые неправильно поняли, что реализация закона будет только в пилотном Намском районе. Все районы будут включены.
На мой взгляд, в первую очередь нужно включить под раздачу заброшенные земли бывших подсобных хозяйств крупных промышленных предприятий, как совхозы “Ударник” комбината “Алданзолото” и “Пятилетка” комбината “Алданслюда” в Алданском районе и им подобных в других районах. В годы войны и после рабочие этих совхозов давали такие урожаи картофеля, капусты, имели высокий надой молока, что Алдан закупал за пределами незначительную долю продовольствия. Они содержали свиней и птицу. Сегодня ничего этого в Алдане нет. Заросли специально многими поколениями алданцев созданные пашни и сенокосы.
Высказывание же справоросса Тумусова о выводе Якутии из-под этого закона — просто популизм чистой воды, потому что, живя в одном экономическом пространстве, нельзя выйти из него.

