
Доклад члена рескома КПРФ Андрея Кривошапкина на «круглом столе» Якутского отделения РУСО 24 марта 2016 года.
Степан Васильевич Васильев – пламенный революционер из блистательной когорты первых якутских большевиков-ленинцев М.К. Аммосова, П.А. Ойунского, И.Н. Барахова, С.М. Аржакова. Эта ленинская пятерка первых якутских большевиков руководителей все силы, знания и душевный порыв без остатка отдали святому делу торжества марксистско-ленинских революционных идей. Их счастье состояло в том, что они увидели первые ростки строительства социализма и пробуждения сознания народных масс Якутии, которая до революции была самой отсталой окраиной царской России, «ледяной тюрьмой без решеток».
После такого краткого вступительного слова в сжатой форме расскажу о партийно-политической деятельности Степана Васильевича Васильева после 1928 года. Общественно-политическая жизнь Ст.Васильева в этот период превратилась в неустанную, принципиальную борьбу за чистоту рядов партии.
Решением бюро Якутского обкома ВКП (б) в сентябре 1927 года С.В. Васильев утверждается и.о. председателя Совнаркома Якутской АССР. На этой должности Васильев достойно поработал со сентября 1927 по март 1928 года.
В то время в Якутии создалась напряженная политическая ситуация. Усилиями некоторой части якутской национальной интеллигенции во противовес линии Якутского обкома ВКП (б) создается политическая партия бедняцко-средняцких крестьян, идейным руководителем которой выступил Павел Васильевич Ксенофонтов. Крестьянская партия открыто заявила о необходимости создания вместо Якутской автономной республики Якутской Советской социалистической республики с правами союзной республики в составе СССР. Данная ситуация не входит в план моего выступления, потому на ней останавливаться не буду.
Внутри партийно-политического руководства Якутии в марте 1928 года произошел принципиальный раскол. Группа А. Габышева, Н. Варфоломеева, С. Гоголева, С. Потапова и других обвинила М. Аммосова, И. Барахова, С. Васильева в правом оппортунизме. Фактически сторонники М. Аммосова, куда входил С. Васильев, стояли на твердых позициях защищать защиты якутского населения от массового истребления после поражения повстанческого движения Ксенофонтова, Артемьева. Михайлова и других. Все главари были арестованы и расстреляны. Были расстреляны многие их сторонники.
С.В. Васильев в марте 1928 года уезжает в Москву. До этого произошли серьезные события в партийно-политической жизни Якутии, связанные с попытками отстранить от руководства Аммосова и Барахова. В это время М.К. Аммосов и И.Н. Барахов до партийной конференции остаются на своих постах, раздираемые со всех сторон своими идейными оппонентами. 1 мая 1928 года С. Васильев приезжает в Москву. Его встречают представитель ЯАССР Иван Николаевич Винокуров и Степан Максимович Аржаков.
В марте 1928 года пленум Якутского обкома ВКП (б), вместо И.Н. Барахова избрал и.о. секретарем Якутского обкома А.Г. Габышева. Деятельность М.К. Аммосова, И.Н. Барахова, С.В. Васильева пленум назвал правооппортунистической. Это было безрассудным, абсолютно неверным решением.
В Москве Степан Васильев развил бурную деятельность в защиту твердых позиций М. Аммосова и И.Барахова, включая себя. Встречался с Е. Ярославским, С. Орджоникидзе и другими. Он сильно способствовал реабилитации Аммосова и Барахова. В результате они оба без понесения никаких партийных взысканий были отозваны в Москву.
С.В. Васильев повел решительную и принципиальную борьбу с так называемой комиссией Полуяна и «тройки» Кубяка. Это тоже сыграло свою позитивную роль.
ЦК ВКП (б) обвинения пленума Якутского обкома в правом оппортунизме Аммосова, Барахова, Васильева омтенил. В июне 1928 года Оргбюро ЦК ВКП (б) обвинения против Аммосова, Барахова и Васильева оценил не политическим, а рабочими отклонениями в текущей работе.
Тем не менее вещи говорят о другом. М.К. Аммосов, И.Н. Барахов, С.В. Васильев были по сути изгнаны из Якутской автономии, многие старые большевики и другие партийно-советские кадры, сторонники Аммосова и его друзей, были освобождены от занимаемых должностей. Такова была непростая обстановка в общественно-политической жизни в Якутии в 1928 году.
Приехав в Москву, С. Васильев с помощью С. Орджоникидзе в августе 1928 года утверждается членом Центральной контрольной комиссии ВКП (б). на этой должности он проявил свои лучшие человеческие и организаторские качества, ответственность и принципиальность. Много ездил в командировки в края и области Советской России.
С августа 1930 года Степан Васильевич Васильев в течение года работал руководителем группы Центральной партийной комиссии по цветной металлургии наркомата Рабоче-крестьянской инспекции.
За эти годы Васильев в достаточной степени специализировался в области цветных металлов, добычи и разработки золота. Это позволило ему, как члену Центральной Контрольной комиссии, принимать непосредственное участие в руководстве тяжелой промышленностью Советской страны.
Еще до этих событий 12 апреля 1931 года С.В. Васильев избирается председателем Центрального комитета профсоюзов рабочих цветной металлургии и золотой промышленности СССР. Это было официальным признанием и высокой оценкой его несомненных выдающихся заслуг. На этой должности ответственно и высокомпетентно поработал три года. В 1933 году С. Васильев приезжал в Алдан и основательно ознакомился с условиями труда и быта алданских золотодобытчиков.
Посетил ряд подразделений «Главзолото». Ознакомившись с положением дел, обнаружил множество недостатков, ущемление прав рабочих золотых приисков, отсутствие элементарных условий жизни и труда. Об всем этом написал И.В. Сталину убедительную докладную записку.
Надо сказать, что Степан Васильевич Васильев был удивительный, поистине героической, принципиальной, отважной, неподкупной личностью, убежденным коммунистом-ленинцем.
В 1939 году С.В. Васильев был арестован, в тюрьме его пытали, били, но стойкий большевик-ленинец стоял до конца. В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. из лагеря просился на фронт, чтобы доказать свою правоту в боях с фашистами. Но, к сожалению, в 1942 году он умер в тюремной колонии. Как он скончался, как болел точных данных не имеется. Полагаю, нашего Васильева, скорее, убили.
Память о С.В. Васильеве всегда жива в сердцах благодарных якутян.
Вывод, к которому прихожу заключается в том, что истинные заслуги С.В. Васильева и в настоящее время оценены недостаточно. Ограничиваемся включением его имени в пятерку первых якутских большевиков-ленинцев. Это все правильно. Выражая свое искреннее восхищение легендарными М.К. Аммосовым, П.А. Ойунским, И.Н. Бараховым, С.М. Аржаковым, поистине героическими народными вожаками, констатирую, что Степан Васильев, по занимаемым должностям того времени, являлся политическим деятелем союзного уровня. А это говорит о многом. Надо бы преосмыслить жизнь и партийно-политическую деятельность славного сына Якутии Степана Васильевича Васильева, на славном образе которого вести навстречу 100-летия Великого Октября многогранную работу среди молодого поколения современной Якутии.

