Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

ОБРАЩЕНИЕ

к народным депутатам Государственного Собрания

(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) V созыва

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Президента Республики Саха (Якутия) утвердило государственный бюджет республики на 2014 год с дефицитом 10,4 млрд рублей.

При этом на раздел “Сельское хозяйство и рыболовство”, отражающее основное занятие коренных народов республики, выделено всего 6,755 млрд руб., или 4,69% от расходной части бюджета, что является самым низким показателем финансирования отрасли за последние 22 года.

Как известно, предстоящие годы руководством республики объявлены “Пятилеткой села”. К сожалению, вынуждены констатировать, что на инвестирование села, по сравнению с 2013 годом, на 2014 год сократилось с 853,9 млн руб до 514,2 млн руб., или в абсолютных цифрах на 239,7 млн руб.

По сравнению с 2013 годом, к концу 2020 года (завершение “Пятилетки села”) с учетом инфляции 8% в год на инвестирование села прогнозируется всего 219,3 млн руб., или финансирование сократится в 4 раза. Это приведет к окончательному и безвозвратному разрушению веками устоявшегося образа жизни коренных народов Республики Саха (Якутия), ликвидации села. Где в этих условиях найти дополнительный источник увеличения финансирования для инвестиции села?

Возникает закономерный вопрос: почему владеющая несметными природными богатствами республика превратилась в глубоко дотационный регион Российской Федерации? В чем причина? На наш взгляд, их несколько.

Во-первых, государственная власть республики не отстояла основополагающие принципиальные положения Конституции Российской Федерации, где статья 9. п.1. констатирует, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Во-вторых, республика не использовала свои возможности, закрепленные Указами Президента Российской Федерации от 11 декабря 1991 г. №227 “О полномочиях Якутской-Саха ССР в распоряжении природными ресурсами республики”, от 19 февраля 1992 г.№158 “Об образовании акционерной кампании “Алмазы России — Саха” и соответствующих договоров и соглашений между Российской Федерацией и Республики Саха (Якутия).

В-третьих, руководство республики не до конца использовало позиции, предусмотренные Федеральным законом “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”, решением высшего Арбитражного суда Российской Федерации по АК “АЛРОСА”, которые предусматривают механизмы реализации соответствующих статей Конституции Российской Федерации. Они фактически являются регуляторами совместной государственной собственности на природные ресурсы, как субъекты равного права во владении, в пользовании и распоряжении этими ресурсами.

В-четвертых, к сожалению, народные депутаты Госсобрания (Ил Тумэн) IV созыва и руководство нынешней исполнительной власти не смогли сохранить принципиальные позиции прежних руководителей Республики Саха (Якутия), а также отстоять позиции Верховного Совета ЯАССР XII, Государственного Собрания (Ил Тумэн) I,II,III созывов, постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 г., подписанное Председателем Правительства М. Фрадковым “О защите государственной собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе РС(Я)” в отношении АК “АЛРОСА” с учетом, что алмазная компания является становым хребтом всей экономической политики Республики Саха (Якутия).

В-пятых, руководство в целом совместно с другими субъектами Российской Федерации не смогло своевременно среагировать на изменения и дополнения в федеральном налоговом и бюджетном законодательстве, ущемляющих экономические интересы регионов. В результате бюджет республики на 2014 год недополучил около 7 млрд рублей.

В-шестых, в республике утверждена порочная практика создания неподконтрольных парламенту финансовых институтов, таких как ОАО “Республиканская инвестиционная компания” (РИК), “РИК-плюс”, “РИК-финансы”, а также несколько фондов.

Кому подчиняются эти финансовые институты? А ведь на их счетах аккумулированы большие деньги, полученные от продажи активов республики, в том числе 17 млрд руб. от продажи 7% акций АК “АЛРОСА”, 30,7 млрд руб., поступившие в 2012 году в ОАО “РИК” и т.д.

На какие цели, насколько эффективно расходуются финансовые ресурсы этих финансовых учреждений? На эти вопросы ни Контрольный комитет Госсобрания (Ил Тумэн), ни Счетная палата республики вразумительного ответа не дадут, поскольку и они не допускаются к проверке. В это время природные ресурсы республики за бесценок продаются транснациональным компаниям.

В 2007 году были проданы несметные природные ресурсы Эльконского месторождения: 324206 тонн урана, 194 тонны золота, 2346 тонн серебра, 41626 тонн молибдена всего на сумму 200 млн руб., при реальной оценке свыше 100 млрд долларов.

В том же году ОАО “Мечел” выкупил 75% акций ОАО “ХК Якутуголь” и компанию “Эльгауголь” на сумму 58 млрд руб. Готовится к продаже уникальное месторождение “Томтор” Оленекского улуса. Речь идет о добыче редкоземельных полезных ископаемых: ниобия, иттрия, скандия, лантана и других.

Только на одном участке “Буранный” месторождения “Томтор” по итогам детальной разведки установлено 5700 тонн высокодефицитного ниобия. Это — всего 1% от всего месторождения.

Как известно, природные ресурсы республики интенсивно разрабатываются крупнейшими российскими трансконтинентальными компаниями ОАО “Сургутнефтегаз”, ОАО “ХК Якутуголь” (ОАО "Мечел"), АК “АЛРОСА”, РАО “Газпром”. ОАО “Полюс холода” и т.д.

В этих условиях в ст.9. п.1 Конституция Российской Федерации гарантирует, что население, проживающее на территориях природопользования, при платности за пользование природными ресурсами, должно получать на законных основаниях часть этой платы.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ население Якутии — владелец недровых ресурсов на своей территории. Согласно требованиям земельной ренты считаем законным оставление в бюджете республики не менее 25% стоимости ископаемой в республике продукции, добытой за счет раздела каждого ее вида.

Для реализации конституционных прав в юридическом плане и для постановки вопроса по экономической защите интересов населения республики перед центральной властью России препятствий нет, нужна только политическая воля народных депутатов парламента нового созыва.

В связи с этим в порядке законодательной инициативы необходимо внести проект изменений и дополнений к федеральным законам, ущемляющим интересы регионов по налогам, бюджету, недрам, лесному, земельному, водному, гражданскому законодательству.

Известно, что они определяют собственность, полномочия по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, распределению налогов и платежей между федеральными, региональными и муниципальными бюджетами.

При этом необходимо проявить особый подход к вопросу о включении в доходную часть государственного бюджета всех отчислений от продажи природных ресурсов.

В целях дальнейшего укрепления федеративных отношений и государственности Республики Саха (Якутия), руководствуясь высшими интересами населения и заботясь о будущих поколениях родной Якутии, мы, народные депутаты Верховного Совета XII и Государственного Собрания (Ил Тумэн) разных созывов, представители общественности, на основании вышеизложенного, обращаемся к вам со следующими предложениями:

1. Учитывая жизненную необходимость и принципиальные подходы в решении вопросов, поставленных в данном Обращении, внести его на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Для чего считаем необходимым образовать парламентскую комиссию из числа действующих депутатов, депутатов прошлых созывов, представителей недропользователей и общественности.

2. Перед парламентской комиссией поставить вопросы:

— о внесении изменений и дополнений к законам республики по алмазно-бриллиантовому комплексу и другим, регулирующим природные ресурсы;

— в порядке законодательной инициативы необходимо внести проект изменений и дополнений к федеральным законам, ущемляющим интересы регионов по налогам, бюджету, недрам, лесному, земельному, водному, гражданскому законодательству, учитывая, что они определяют собственность, полномочия по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, распределяющими налоги и платежи между федеральными, региональными и муниципальными бюджетами.

При этом проявить особый подход к вопросу о включении в доходную часть государственного бюджета всех отчислений от продажи природных ресурсов:

— воздержаться от продажи месторождения “Томтор”, которое расположено в арктической охраняемой зоне, на территории обитания малочисленных народностей Севера. Оленьи пастбища, охотничьи угодья не должны подвергаться опасному техногенному воздействию руды (месторождения в своем составе содержат уран, торий, таллий и другие, весьма опасные для живого организма химические элементы).

“Томтор” должен разрабатываться только после серьезной подготовки, детальных научных исследований и внедрения щадящих передовых технологий добычи и обогащения руд;

— восстановить принятый Верховным Советом Республики Саха (Якутия) в 1993 году Закон “Об административной ответственности за экологические правонарушения”;

— рассмотреть вопрос о подписании договора по разграничению предметов ведения и полномочий по природным ресурсам;

— рассмотреть вопрос о перераспределении налогов и платежей по природным ресурсам в счет компенсации выпадающих доходов, например, по НДПИ по нефти и газу.

3. Отстоять долю субъектов Российской Федерации — Дальнего Востока и Байкальского региона — в 25% от добычи каждого вида ископаемых ресурсов (алмаза, нефти, газа, золота, олова и других редкоземельных металлов).

Подготовить законопроект “О повышении социальной ответственности недропользователей перед населением Республики Саха (Якутия)”, направленный на оказание помощи в реализации социальных программ с учетом того, что природные ресурсы добываются в местах проживания коренных народов Республики Саха (Якутия).

4. В связи со вступлением России в ВТО и предоставлением адаптационного периода для защиты от вытеснения импортом на продовольственном рынке продукции местных товаропроизводителей, а также для защиты, сохранения и поддержки традиционных занятий коренных жителей Якутии (скотоводство, коневодство, оленеводство и традиционные отрасли Севера), разработать и принять республиканский Закон “Об образе жизни коренных народов Республики Саха (Якутия)”.

Инициировать принятие аналогичного федерального закона “Об образе жизни коренных жителей Севера и Дальнего Востока”.

5. Восстановить полномочия Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я) по обязательному утверждению всех государственных и отраслевых программ, в том числе внебюджетных финансовых институтов по социально-экономическому развитию Республики Саха (Якутия), и выработать механизм их контроля.

6. Выводы и предложения парламентской комиссии обсудить в Комитетах с участием всех заинтересованных сторон и рассмотреть на заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) и вынести соответствующее решение по сути нашего Обращения.

Георгий Артемьев — заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР, почетный гражданин Таттинского и Мегино-Кангаласского районов, секретарь Якутского рескома КПРФ, депутат ВС ЯАССР XII созыва, Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) I, III и IV созывов.

Гаврил Борисов — начальник Анабарской РЭС,

заслуженный энергетик РС(Я),

первый секретарь Анабарского райкома КПРФ.

Иван Борисов — ветеран-журналист, заслуженный работник культуры РС(Я), отличник печати РС(Я),

секретарь первичйной партийной организации КПРФ.

Иван Бурцев — эколог, член Общественного экологического центра РС(Я), член Ассоциации журналистов-экологов России, почетный гражданин I Хоринского наслега Усть-Алданского улуса.

Ульяна Винокурова — доктор социологических наук, академик АН РС(Я), депутат Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) I и II созывов.

Афанасий Волков — ветеран тыла, кавалер орденов “Знак Почета”, “За заслуги перед партией”, почетный гражданин г.Вилюйска,

второй секретарь Вилюйского райкома КПРФ.

Юрий Готовцев — заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР, заслуженный работник торговли РСФСР, депутат ВС ЯАССР X, XI, XII созывов и Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) II и III созывов.

Роман Десяткин — доктор биологических наук, профессор, заместитель директора Института биологических проблем

криолитозоны СО РАН, заслуженный деятель науки РС(Я),

член Якутского рескома КПРФ.

Розалия Иванова — заслуженный врач ЯАССР,

доктор медицинских наук, член Якутского горкома КПРФ.

Егор Ларионов — заслуженный работник народного хозяйства РС(Я), почетный гражданин Сунтарского и Намского улусов, депутат ВС ЯАССР XII созыва, Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) I и II созывов.

Августа Марфусалова заслуженный работник народного хозяйства РС(Я), депутат Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) II созыва,

член Якутского рескома КПРФ.

Виктор Маршинцев — доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик АН РС(Я).

Александра Павлова — заслуженный деятель наук РС(Я), доктор ветеринарных наук, профессор.

Гаврил Попов — ветеран войны, заслуженный учитель РСФСР, отличник просвещения РСФСР, почетный гражданин Намского улуса.

Иван Сухомясов — почетный гражданин РС(Я), заслуженный работник народного хозяйства РС(Я), почетный работник федеральной налоговой службы России.

Николай Тихонов — заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР, академик Международной Академии образования, академик Северного Форума, доктор экономических наук, профессор,

член Якутского рескома КПРФ.

Платон Тумусов — отличник планирования народного хозяйства СССР, заслуженный работник народного хозяйства РС(Я), кандидат экономических наук, профессор ЯГСХА.

Ксенофонт Уткин — заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель науки РС(Я),

кавалер орденов “Трудом и Знанием”, “Знак Почета”,

почетный гражданин Нюрбинского улуса,

доктор философских наук, профессор,

член Якутского рескома КПРФ .

Афанасий Чугунов — заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный деятель науки РС(Я), академик АН РС(Я), академик Международной Академии образования,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор.

Газета «Коммунист»,

№ 11 (498).

Алина Винокурова:

Новый взгляд на старые проблемы

Известно, что сегодня в стране, где властвуют «ударники капиталистического труда», примерно 60% продуктов питания россиян составляют импортные товары, причем преимущественно с индексом «Е», что обозначает наличие в них очень вредных для здоровья всевозможных красителей, консервантов, загустителей, подсластителей, эмульгаторов и т.д. В связи с последними событиями, произошедшими во взаимоотношениях России и Запада, в скором времени и этой вредной продукции может не оказаться на прилавках магазинов, так как на нашу страну грозятся наложить эмбарго.

— Не начнется ли тогда голод? Не запастись ли нам хотя бы крупами: рисом, гречкой, пшеном?.. — все чаще задаются этим тревожным вопросом якутяне. Потому что они прекрасно осведомлены, что с ликвидацией совхозов положение дел в сельском хозяйстве страны, в частности в нашей республике, — катастрофическое.

Как отметил заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха Якутия, руководитель фракции КПРФ в парламенте Виктор Губарев, государственный бюджет республики на 2014 год утвержден с дефицитом 10,4 млрд рублей. При этом на раздел «Сельское хозяйство и рыболовство» выделено всего 6,755 млрд рублей, или 4,69% от расходной части бюджета. Инвестирование села сократилось с 853,9 млн рублей до 514,2 млн рублей, или в абсолютных цифрах на 239,7 млн рублей. Это самый низкий показатель финансирования отрасли за последние 22 года. Естественно, депутаты-коммунисты голосовали против такого антинародного бюджета.

Основным занятием коренных народов Якутии испокон веков были разведение крупного рогатого скота, лошадей, оленей, а также охотпромысел и рыболовство. На селе сегодня товарное производство отсутствует. Везде царит безработица, поэтому все переезжают в Якутск, где хоть как-то можно прокормиться. Теперь треть населения нашего края живет в столице республики.

Но коммунисты Якутии не сидят сложа руки. После распада Советского Союза они несколько раз вносили на рассмотрение правительства свои альтернативные программы по развитию сельского хозяйства. Не отстают от своих соратников по партии, маститых знатоков сельского хозяйства, и молодые.

Так, на днях по инициативе молодого коммуниста, депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), менеджера-управляющего одного из престижных и перспективных алмазодобывающих предприятий Якутии — ОАО «Алмазы Анабара» Алины Винокуровой успешно проведена деловая игра «Молодой фермер». Обычно идеи коммунистов власть никогда не поддерживает, а тут сам президент республики Егор Борисов ухватился за смелый авторский проект нашей Алины и второй год делает все, чтобы эта игра прошла на высоком организационном уровне.

— Сегодня молодежь не хочет заниматься сельским хозяйством, — говорит Алина. — В ноябре 2012 года я, выступая с трибуны Всероссийского съезда представителей трудовых коллективов в Москве, организованного КПРФ, подчеркнула, что большинство якутян, живя в богатой природными недрами — алмазами, золотом, газом, нефтью, сурьмой и т.д. республике, влачат жалкое существование. Так сложилось, что в алмазной и золотой промышленностях, «Якутугле», «Сургутнефтегазе» и т.д. работают не русские, якуты, эвенки и другие, а в основном иностранные граждане — украинцы. Местную молодежь на работу туда, на промышленные предприятия, не принимают… Вот поэтому моя игра призвана привлечь юношей и девушек к развитию агропромышленного комплекса. Ведь как-то надо выживать людям.

По ее словам, нынешняя игра призвана не только поддержать молодых фермеров, но и помочь руководству в усовершенствовании государственной поддержки и стимулирования развития агропромышленного комплекса.

I республиканская игра «Молодой фермер» состоялась в прошлом году на родине Алины — в Намском районе, а нынешняя, вторая, — в Бердигестяхе Горного района.

В мероприятии участвовали 56 юношей и девушек, представлявшие 16 районов и г. Якутск. Это молодые люди от 18 до 35 лет, начинающие фермерскую и предпринимательскую деятельность, — специалисты сельского хозяйства, студенты Якутского сельскохозяйственного техникума, Якутской государственной сельхозакадемии, аспиранты, представители общественных организаций. Они, разбившись на семь команд по восемь человек, сначала прошли обучение, затем в течение четырех дней составляли и защищали бизнес-планы по развитию сельского хозяйства, обосновав все экономические расчеты и стратегические подступы.

Как поведала Алина, игроки соревновались в течение четырех дней при активной поддержке президента республики Егора Борисова, заместителей Председателя Правительства РС(Я) Павла Маринычева и Петра Алексеева, Министерства молодежи, Министерства сельского хозяйства, Министерства по делам предпринимательства и развития туризма. Они организовали все условия для работы команд: обеспечили литературой, документами, справочниками, Интернетом, а также создали отличные бытовые условия.

Согласно первому заданию все команды должны были рассчитать окупаемость строительства конебазы на 200 лошадей. Суть второго задания заключалось в том, чтобы составить бизнес-план по развитию крестьянского хозяйства, основываясь на условно выделенные 1,5 млн рублей. И третье задание — рассчитать прогнозные затраты на производство 1 тонны картофеля  и внести предложения по снижению себестоимости продукции.

Помимо всего, глава республики Егор Борисов задал игрокам вопрос: «Что такое кооперация в вашем представлении и как можно эффективно использовать кооперацию в сельском хозяйстве?» Также Егор Афанасьевич попросил команды придумать проект или идею для развития села.

Игроки, представлявшие разные районы и учебные заведения, уже при выполнении первого задания сумели сплотиться и выработать командный дух. Все команды рассчитали структуру и годовой оборот стада, определили деловой выход и сохранность молодняка, рассчитали кормовой баланс и вычислили себестоимость жеребятины, определили доходы и расходы хозяйства, а также обосновали окупаемость строительства конебазы, используя механизмы господдержки фермерских и крестьянских хозяйств.

Все ребята, активно принимая участие не только в командной деловой работе, но и в спортивных соревнованиях, различных тренингах и тестированиях, сумели представить серьезные бизнес-проекты.

— Первое место по праву досталось команде «фиолетовых» под руководством капитана Виктории Большаковой, главы крестьянского хозяйства «Виктория» из Таттинского района, — рассказывает Алина. — Динамичная презентация, яркое выступление, интересные идеи — вот три кита «фиолетовых». В ответ на вопрос президента о кооперации они предложили открыть предприятие «Айс» по производству свежемороженых овощей методом шоковой заморозки. Яркая реклама уже готовой продукции всех членов компетентного жюри, в состав которой вошли не только руководители министерств, но и именитые ученые, просто поразила.

Команда «синих», занявшая второе место, представила безупречные бизнес-планы по всем заданиям. Капитан команды, глава крестьянского хозяйства из Мегино-Кангаласского района Александра Попова, представила инновационный подход по развитию круглогодичного тепличного хозяйства в условиях сурового Севера. Президенту «синие» предложили продвигать местные бренды и поддержать местных товаропроизводителей на республиканском уровне.

Третье призовое место досталось команде «желтых». Ребята под руководством капитана Татьяны Слепцовой, главы крестьянского хозяйства из Намского района, представили бизнес-план по созданию семейной экологической агрофермы «Якутская деревня». Их проект по выращиванию экологически чистого картофеля без применения химикатов по методу Зеппа-Хольцера никого не оставил равнодушным. Создание и продвижение бренда исконно якутской коровы «Саха ынага» («Якутская корова») вызвало признание всех присутствующих.

Проект по созданию круглогодично действующей фермы по изготовлению кумыса из кобыльего молока, которую представила команда «зеленых», вызвала большой интерес даже у маститых специалистов и ученых. Игроки этой команды также предложили при разведении мясной породы якутских лошадей использовать искусственное осеменение.

В ходе деловой игры поступило еще много других интересных бизнес-идей. По итогам игры пятерым ребятам, наиболее ярким и талантливым, дали путевки на деловую игру «Министр». Восьмерым вручены сертификаты на  повышение квалификации в Якутской государственной сельхозакадемии. Автор проекта Алина Винокурова вручила спецприз от ОАО «Алмазы Анабара» магистранту Северо-Восточного федерального университета Эльвире Михайловой.

— Авторский проект «Молодой фермер» не только круто изменил мой размеренный образ жизни, но и участников игры, — улыбается Алина. — Часть ребят вошли в кадровый резерв руководства республики, кто-то стал обладателем федерального гранта «Начинающий фермер», кто-то уже внедряет в жизнь свой безупречный бизнес-проект. А самое главное — «Молодой фермер» раскрывает потенциал каждого участника, его организаторские способности, дарит новых друзей и окрыляет на будущую работу.

Действительно, благодаря данной игре Алина Винокурова, молодая многодетная мама, стала узнаваемой в республике. И это позволило ей в сентябре 2013 года при поддержке КПРФ и генерального директора ОАО «Алмазы Анабара» Матвея Евсеева получить мандат депутата Ил Тумэна республики.

К слову сказать, Матвей Евсеев — единственный руководитель республики, несмотря на сложные препоны, активно привлекающий местную молодежь не только в алмазную промышленность, но и в сельское хозяйство. У него при алмазодобывающем предприятии успешно действует огромный агропромышленный холдинг. Так, олекминские сыроделы стали обладателями многих международных конкурсов. Некогда прозябающий свинокомплекс при Евсееве превращен в преуспевающее хозяйство. Одним словом, все, за что берется Матвей Николаевич, выполняется на отлично, причем с высоким знаком качества.

Кстати, именно при активной поддержке Матвея Николаевича на территории руководимого им предприятия в Якутске год назад воздвигнут памятник великому полководцу Иосифу Сталину.

— Сельское хозяйство — убыточный, дотационный сектор экономики. Но агропромышленный комплекс — это основа безопасности страны. Мы должны обеспечить себя продуктами питания хотя бы на 40%. А сельское хозяйство России мы можем поднять только силами молодежи, — считает Алина Винокурова.

Мы нисколько не сомневаемся в том, что знаменитая якутская мраморная говядина, в состав которой входит элемент «омега-3», сочная оленина, пользующаяся большим спросом у французов и японцев, экологически чистая речная рыба, сыры, молочная продукция в скором времени заполонят все магазины и рынки не только Якутии, но и страны…

Галина МОХНАЧЕВСКАЯ,

г. Якутск.

Слово о товарище

Наш товарищ Владимир Нестерев — неутомимый труженик сельского хозяйства. Сегодня, несмотря на преклонный возраст, работает сезонным рыбаком общины “Аллаиха”. В рядах Коммунистической партии состоит 43 года, из них секретарем  различных уровней является 36 лет. Имеет большой опыт работы в общественных и представительных органах власти. Владимир Константинович 30 лет трудился на руководящих должностях в области сельского хозяйства и партийных органах района. Избирался и плодотворно работал секретарем парткома трех совхозов — “Аллаиховский”, “Сардана” (Аллаиховский район), “Сырдахский” (Усть-Алданский район) и вторым секретарем Аллаиховского райкома КПСС. Особо хочется отметить, что Владимир Нестерев в суровые для Коммунистической партии годы проявил принципиальность и мужество, сохранил верность коммунистическим идеалам. Возглавив Аллаиховское территориальное первичное отделение КПРФ в 90-е годы, по сей день является бессменным его руководителем. Вместе с товарищами по партии он, используя солидный опыт партийно-советской работы, добился определенного влияния КПРФ среди населения. Имя Владимира Нестерева известно каждому жителю района. Не даром народ избирает его вместе с соратниками по партии депутатами районного Совета, оказывая тем самым особое доверие и признание. Беспрецедентным случаем явилась предпринятая фракцией КПРФ и ее сторонниками попытка отставки действующего главы МР “Аллаиховский улус (район)” Горохова. Не так давно сессия районного Совета отправила его в отставку, но путем бесчестного сговора ряда чиновников района вопрос не был до конца оформлен юридически и под небывалым давлением глава района сумел выйти из щекотливой ситуации “чистеньким”. Владимир Нестерев, испытывая на себе небывалый шквал давления со стороны партии власти и местных чиновников, гордо и принципиально проводит несгибаемый курс КПРФ. Такой человек достоин признания и глубокого уважения как со стороны товарищей по партии, так и жителей района и республики. Имея преданных делу партии товарищей, как Владимир Нестерев, КПРФ уверенно смотрит в будущее, ибо фундамент  будущего нашей партии — это и наше настоящее сегодня, в первую очередь наш золотой фонд партии.

Вячеслав КУЛИЧКИН, секретарь Якутского рескома КПРФ.

Якутский реском КПРФ действует

Секретари Якутского рескома КПРФ Вячеслав Куличкин, Георгий Артемьев, председатель Контрольно-ревизионной комиссии ЯРРО КПРФ Семен Алексеев и фотокорреспондент Николай Мартынов побывали в длительной командировке по вилюйской группе районов. На встречах с населением они держали отчет о работе коммунистов Якутии, разъясняли позицию КПРФ по острым вопросам, которые касаются взаимоотношений России и Украины, использования территории Якутии под районы падения отделяющихся частей космических объектов, информировали о деятельности депутатов-коммунистов различных уровней и т.д. В первую очередь члены бригады рескома КПРФ на собраниях поднимали вопросы об укреплении внутрипартийной дисциплины, в частности об уплате партвзносов, о подписке на газеты “Правда” и “Коммунист”. Благодаря их кропотливой работе не так давно в ряды КПРФ в Сунтарском районе приняты семь человек, воссозданы первички в Хамагатте Намского и Чыамайыкы Мегино-Кангаласского районов. В целом с начала года в ряды КПРФ приняты 30 человек, что превышает прошлогодний показатель.

Коммунисты всегда присутствовали в Ил Тумэне

Фракция КПРФ во все времена своей деятельности в Госсобрании (Ил Тумэн) РС (Я) представляла собой крепкий союз единомышленников, объединенных общей целью и задачами. Мы попросили заместителя Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я), первого секретаря Якутского республиканского регионального отделения политической партии «КПРФ» Виктора Николаевича Губарева рассказать о работе фракции за прошедшие годы.

В защиту детства и семьи

— Виктор Николаевич, расскажите, как была выстроена работа фракции КПРФ?

— Надо отметить, что коммунисты всегда присутствовали в законодательном органе власти республики – как ранее, в Верховном Совете, так и сейчас, в Госсобрании (Ил Тумэн). В IV созыве парламента Якутии фракция КПРФ была представлена 7 коммунистами, а в нынешнем — 5. Но работа нисколько не ослабла, наоборот, продолжается с той же силой, что и раньше.

Прежде всего, конечно, наша фракция руководствуется Программой Компартии РФ, которая реализуется в целом по стране. Ее основные тезисы – это замена либерально-рыночной экономики экономикой индустриализации, экономики, которая бы основывалась на плановом хозяйстве, социалистических принципах ведения хозяйствования. И сегодня есть понимание у властей. Например, мы уже переходим на трехлетний бюджет, на социально-экономические программы по различным отраслям – культуры, образования, здравоохранения, промышленности. Вот это элементы социалистического ведения хозяйства. Поэтому, руководствуясь этим, мы и строим работу фракции.

Говоря о деятельности фракции КПРФ в Госсобрании (Ил Тумэн), надо отметить: прежде всего, наша фракция поддержала все законы, которые касаются детства, семьи, образования, здравоохранения. Большое внимание мы обратили на выполнение программы обеспечения детей-сирот бесплатным жильем. На эти цели в республике было выделено почти 2 млрд. рублей. Фракция приложила немало сил для того, чтобы эта проблема была решена. И сегодня, можно сказать, что многие дети-сироты обеспечены бесплатным жильем. Вместе с тем, в отдельных районах республики отмечалось плохое качество строительства жилья. В частности, такое наблюдалось в Усть-Майском улусе. Мы потребовали исправления недостатков или замены предоставленного жилья на другое, качественное.

По инициативе общественного патриотического движения «Надежды России» провели закон, по которому отныне многодетной признается семья с тремя детьми. А ранее таковой признавали семью с четырьмя ребятишками. К сожалению, отменили норму, при которой женщины, родившие четырех детей, уходили на пенсию в 45 лет. Надо вернуться к этому. Это будет справедливо. Фракция КПРФ также выходила с предложением: многодетным семьям выделить земельные участки с обязательным предоставлением инженерных коммуникаций (электричество, тепло, газ). Но нашу инициативу не поддержали.

Наша фракция продолжает настаивать на том, чтобы был принят закон «О народном образовании» в дополнение к тому закону, который сегодня действует. Считаем, что в стране должно учитываться и гарантироваться конституционное право каждого гражданина на бесплатное образование. А у нас сегодня уже за учебу платят. Мы также отстаивали, чтобы ни в коем случае в республике не сокращали малокомплектные школы.

Вместе с другими депутатами, мы добились увеличения детских пособий — от 118 рублей они поднялись до 600. Кстати, в других субъектах они значительно выше. Скажем, на Дальнем Востоке размер детского пособия доходит до 1 500 рублей.

Нам и в дальнейшем нужно защищать детство — обеспечивать детей, особенно в арктических районах, полноценным питанием и отдыхом. Сегодня дети из районов Крайнего Севера, Арктики не могут никуда выехать – у родителей нет средств для того, чтобы отправить детей в лагеря отдыха или на море. Поездка одного ребенка от Черского до Сочи обойдется родителям в «кругленькую» сумму. Что говорить, если авиаперелет «Черский – Якутск» намного дороже, чем «Якутск — Сочи». Вот такое у наших северных детей «счастливое» детство.

Мы поддерживаем инициативу Компартии РФ, которую озвучил Геннадий Андреевич Зюганов — о передаче всех объектов сочинской олимпиады детям, сделать там своего рода «Артек» — круглогодичный, детский, всероссийский лагерь отдыха. Чтобы ребята там и учились, и здоровье поправляли, и спортивным мастерством овладевали. Передать все объекты детям – это будет справедливо и правильно.

Нужно сказать, что в последние годы все-таки нам, депутатам фракции КПРФ, удалось добиться увеличения зарплаты воспитателям детских садов. В сельской местности она была 11 тыс. рублей, в городе – 17 тысяч. А сегодня зарплата увеличена до 24 тыс. рублей.

Необходим федеральный закон о северном завозе

Также необходимо отметить, что фракция КПРФ поддержала все законопроекты, которые касаются коренных малочисленных народов Севера и Арктики. И то, что Президент РС (Я) объявил 2014 год Годом Арктики, считаем совершенно правильным решением. Но, в то же время, не видим, что мы можем в этот год сконцентрировать финансовые ресурсы, которые бы позволили построить социальные объекты во всех 13 арктических районах – школы, детские сады, культурно-спортивные комплексы.

В Год Арктики республика многое делает, несет на себе большую финансовую нагрузку, связанную с обеспечением продовольствием, зимними перевозками. Но все же мы считаем, что необходим федеральный закон о северном завозе. Прошедший год показал, что многие вопросы нужно решать на федеральном уровне. Северный морской путь, который создавался в советское время, решал вопросы развития прибрежных территорий всех 13 районов, которые примыкали к Северному Ледовитому океану. На северных реках Яна, Индигирка, Анабар развивалось судоходство. А сегодня по прошлому году мы имеем большие недопоставки по северному завозу. Только на Индигирку не было завезено 30 тысяч тонн груза. И сегодня приходится привлекать средства более чем 1 млрд. рублей, чтобы завезти туда груз. Только в Хону — это около 10 тысяч тонн сырой нефти, газоконденсата.

Поэтому одной из первейших задач сегодняшнего дня – и фракция будет неустанно работать в этом направлении – является дальнейшее развитие северного завоза, чтобы наши люди в Арктике и на Крайнем Севере получали достаточный набор продуктов, к тому же, по доступным ценам. Чтобы не было такого, как сегодня, когда картофель в мае стоит 150-200 рублей. Нужно развивать связи с Магаданской областью. В свое время только в п. Черский область доставляла несколько тонн овощей. А сегодня мы не используем эту схему. В 80-е годы только в Нижнеколымский район завозилось 600 тонн картофеля. А сегодня во все 13 арктических районов завозится 800 тонн картофеля. Поэтому надо над этим вопросом серьезно поработать.

Найти форму оплаты труда оленеводов

В Год Арктики мы должны поддержать традиционные отрасли хозяйствования – оленеводство, охотпромыслы, рыболовство. И нужно найти, в конечном счете, решения, которые бы давали приоритет на получение рыболовецких участков представителям коренных малочисленных народов Севера. Сегодня, участвуя в конкурсе, они, конечно, проигрывают, потому что не имеют достаточных средств и возможностей пройти все бюрократические процедуры. Поэтому нужно, по большому счету, снять для них все ограничения, которые сейчас существуют в рыболовстве, охотпромысле.

Сегодня не решены вопросы, связанные с оформлением земли. Есть законы, которые еще сегодня не отменены. Вообще-то говорится, что оленеводы получают землю на правах бесплатного пользования. А в Земельном кодексе прописано, что они получают землю на правах аренды, то есть платят за 1 гектар 1 рубль. Получается, если они имеют 8 млн. га, то должны заплатить 8 млн. рублей. Поэтому совершенно правильно взято направление, чтобы решать вопросы в оленеводстве.

Сегодня оленеводы получают субсидию, и минимальная оплата их труда составляет 12 тыс. рублей. Нужно найти форму оплаты. Должна быть заработная плата, а не просто субсидия. Зарплата, которая должна соответствовать их тяжелому физическому труду. Как известно, сегодня средняя заработная плата по республике составляет 43 тыс. рублей, в сельском хозяйстве в 2012 году была 12. 500 рублей. Поэтому здесь есть, над чем подумать.

Определенную часть налогов перечислять в бюджеты субъектов

В работе фракции, и в целом, партии, мы очень много внимания уделяли и уделяем вопросам экономики и производства. Сегодня наша республика получает до 600 млрд. рублей валового регионального продукта. А доходная часть бюджета Якутии составляет 144 млрд. Мы настаиваем на том, чтобы пересмотреть налогооблагаемую базу. Сегодня республика не получает, как и другие субъекты федерации, от продажи нефти (нефти республика добывает почти 7 млн. тонн), внешнеэкономической деятельности (а мы экспортируем много сырья за границу, в том числе уголь, нефть), таможенных платежей. Это несправедливо. Нужно определенную часть налогов перечислять, в том числе, в бюджеты субъектов, учитывая то, что сегодня налог на прибыль многие предприятия платят как консолидированный налогоплательщик и по итогам 2013 года они не доплатили в бюджет почти 7 млрд. рублей. Это «Якутуголь», «Сургутнефтегаз» и другие компании.

Другой момент. Если есть закон о приватизации, который позволил минерально-сырьевую базу передать в руки олигархов, то нужен закон и о национализации. На чем мы и настаиваем.

Бывает, что собственник не выполняет свои лицензионные соглашения. Вот, например, группа «Полюс» приобрела активы, золоторудные месторождения «Нежданинское» и «Кючюрское», но почему-то не занимается их разработкой. А ведь там в свое время, скажем, на Нежданинском месторождении работали сотни людей, добывались приличные объемы золота. Хотя «Полюс» писал в лицензионном соглашении, что месторождения будут разрабатываться. Поэтому надо решать, что делать в таких случаях.

Сегодня мы видим, что произошло социальное расслоение общества. Есть сверхбогатые, а есть те, кто еле-еле «сводит концы с концами». Половина населения живет на уровне прожиточного минимума, на 10-12 тыс. рублей. Практически 30 % населения в республике — безработные. Появилось социальное неравенство. Поэтому в ближайшее время над вопросами экономики придется очень сильно поработать. Дальше просто нельзя терпеть. Народ не выдержит такой нагрузки.

В поддержку малых народностей Севера

— В IV созыве вы возглавляли постоянный комитет парламента по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера. Какие наиболее важные законы были приняты по защите северян?

— За время работы IV созыва парламентом были приняты 5 очень важных, базовых законов в поддержку малых народностей Севера. Например, одним из последних был принят Закон РС (Я) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера». То есть, если предполагается начать какое-либо производство, хозяйственную деятельность в таких местах, прежде в обязательном порядке необходимо провести научную этнологическую экспертизу. Сегодня уже несколько таких экспертиз проведено. Например, при проектировании Канкунской ГЭС.

В IV созыве был принят еще один важный закон — о государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни. Реализация этого закона позволит построить более 400 жилых помещений в местах кочевий, создать условия для кочевых школ, предусмотреть механизм продовольственного обеспечения оленеводов. Раньше же работали фактории, а сегодня в тундре нет никакого обеспечения продовольствием. Поэтому оленеводы сами должны куда-то ехать и обеспечивать себя продуктами. Такой закон мы думаем принять и на федеральном уровне.

Вот уже несколько лет работает Закон Республики Саха (Якутия) «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия)». Принят он был в 2005 году. Но в республике практически нет ни одной территории традиционного природопользования, в которой предусмотрен особый режим хозяйствования. Поэтому 28 февраля с.г. в г. Нерюнгри мы провели выездное заседание постоянного комитета парламента по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики, на котором было принято решение о создании территории традиционного природопользования «Иенгринское» на территории сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег». Территория эта будет иметь региональное значение. В дальнейшем нужно идти по этому пути.

В общей сложности, за последние 15 лет в поддержку малых народностей Севера Госсобранием (Ил Тумэн) РС (Я) было принято 20 законов.

И вновь о реформе МСУ

— В данное время, как заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я), вы курируете работу постоянных комитетов парламента по вопросам местного самоуправления, по вопросам КМНС и делам Арктики. Какая работа предстоит?

— Как известно, в России 2014 год объявлен Годом культуры. Фракцией КПРФ подготовлен законопроект «О государственной поддержке кинематографии в Республике Саха (Якутия)». Это очень важный закон. Его нужно обязательно принять. Необходимо поддержать кинематограф Якутии, работников этой сферы, поднять уровень их заработной платы, который очень низкий.

Сегодня опять заговорили о реформе местного самоуправления. Но посмотрите, казалось бы, властные функции продекларировали, а финансового механизма нет. Сейчас муниципальные образования, кроме Мирного, Ленска, Якутска, почти на 90 % — бюджетодотационные, поэтому нужен финансовый механизм. Сейчас передаем полномочия. Но уже сегодня администрациям надо понимать, что они несут полную ответственность за многие вопросы жизнедеятельности районов.

Повышать авторитет парламента Якутии

— Ваши пожелания в связи с 20-летием Ил Тумэна?

— Госсобрание (Ил Тумэн) – это высшая законодательная власть Республики Саха (Якутия). Эту власть мы понимаем и как очень высокую ответственность. Поэтому нужно, прежде всего, пожелать, чтобы парламент Якутии, организуя выборы депутатов, создал такую систему, которая бы позволяла выдвигать самых достойных. Людей, которые бы заботились только о благополучии своего народа, а не думали о решении своих личных проблем. Сегодня, к сожалению, не всегда так бывает.

Среди тех депутатов, которые избраны в этот созыв, есть такие, которые потратили на избирательную компанию миллионы рублей. Для чего вообще нужны такие огромные средства? Мы уже людей приучили, что выборы – это доходный бизнес. Поэтому новому составу парламента надо думать о будущих выборах, о системе выборной, которая бы давала людям возможность без насилия избрать тех, кого они считают нужными. Это первое.

Второе. Народным депутатам надо всегда помнить: доходная часть бюджета республики составляет 144 млрд. рублей, а «понадавали» они обещаний во время своих предвыборных кампаний на сумму, которая в 3-4 раза больше. Становится понятно, что большая их часть не будет выполнена. Поэтому нужны законы о наказах избирателей, о народном контроле. Вот сегодня с продвигается закон об общественном контроле. Но если внимательно присмотреться, там нет экологического и продовольственного контроля. Поэтому необходимы законы, которые бы отвечали интересам всего населения республики.

Еще один важный момент. Ил Тумэн должен вернуть себе некоторые функции. Считаю неправильным, что в прошлом созыве депутаты отказались от права утверждать социально-экономические программы. А их в республике более 30. Сегодня это право дано Правительству РС (Я). Оно само утверждает, само использует финансовые ресурсы и само контролирует их исполнение. Так не должно быть. Надо вернуть законодательному собранию право эти программы утверждать.

Также нужно ввести в полном масштабе право парламентского контроля. Сегодня контрольный комитет Ил Тумэна практически номинально существует — все функции переданы Счетной палате. Это тоже не совсем верно. Нужно вернуть контрольные функции парламенту.

Законодательной власти необходимо повысить ответственность за выполнение принимаемых законов. Сейчас в Ил Тумэне создана экспертная группа, в которую вхожу и я. Будем анализировать состояние законодательства, которое касается Арктики и коренных малочисленных народов Севера. Уже понятно, что многие законы сегодня не работают.

А парламентариям хочется пожелать, чтобы они не превращались в «махровых законодателей», а чувствовали жизнь, шли в ногу с ней, быстро реагировать на политические события, которые происходят в стране и за рубежом, не боялись высказывать свою точку зрения. Также мое пожелание – принимать законы быстрее, ведь для этого у нас есть и интеллектуальная мысль, и юридические службы в республике, и, наконец, механизм, который уже наработан Госсобранием (Ил Тумэн), который позволяет быстро проходить все существующие бюрократические процедуры. А также повышать авторитет парламента Якутии за счет большей ответственности, которую надо брать на себя, как на депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Ирина РОМАНОВА,

газета «Ил Тумэн»,

№ 10 (1507) 14 марта 2014 года.