Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

 

Значительная часть гуманитарного образования в России – это подготовка педагогов. У меня первое высшее образование – педагогическое, есть опыт работы в школе. Как можно дистанционно вырастить будущего учителя? Изучение педагогики и психологии в принципе предполагает живое общение, вовлечённость, совместный разбор и разыгрывание преподавателем и студентами педагогических ситуаций. А как можно дистанционно научить методике преподавания той или иной дисциплины? Как можно стать настоящим учителем, не постояв с указкой у доски, не посмотрев в глаза аудитории, не научившись управлять её вниманием? Никак. Ну разве что это будет новое поколение «электронных» педагогов, которые будут готовиться учить школьников только дистанционно. Но это уже путь к полной образовательной катастрофе.

Помимо педагогов, есть множество других гуманитарных специальностей, которые совершенно невозможно преподать дистанционно на сколько-нибудь пристойном уровне. «Студентам необходим тактильный осязательный контакт, – убеждён доцент кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного института культуры, кандидат педагогических наук Кирилл Олешкевич. – Будущие актёры, режиссёры, хореографы, музыканты, вокалисты должны физически ощущать параметры пространства сцены, инструментов, декораций».

А основатель образовательной программы «Международный Ломоносовский клуб» Владимир Скрипниченко обращает внимание на критические последствия перевода большей части образования на дистант для человеческой личности в целом. По его мнению, нарушение баланса между временем, проведённым онлайн, и реальной активной деятельностью плохо сказывается на психике. На почве дистанта будет расти число людей, у которых проблемы с концентрацией внимания, со способностью к общению, с критическим мышлением и так далее. Кроме общего снижения уровня знаний, под угрозой угасания также находятся и эмоциональный интеллект, и способность адаптироваться.

Опять-таки сам министр подчеркнул такой очевидный минус дистанционного обучения, как проблемы с мотивацией. По его словам, очный формат приучает студентов к самоорганизации, а на удалёнке дисциплина начинает хромать. «Они (студенты) привыкли, что это коллективные действия – пошли все на лекцию, куратор или кто-то из деканата проверит, это как-то дисциплинировало. А когда ты дома: ты поиграл в компьютерную игру, на утро у тебя пара – вставать неохота, да тем более никто же не скажет», – отметил Фальков. Но на что тогда рассчитывает власть, предлагая сделать дистант основой гуманитарного образования? Да, Владимир Ленин, исключённый за революционную деятельность из Казанского университета, изучил экстерном обширнейший университетский курс и сдал все экзамены на отлично. Но это был человек гигантского интеллекта и силы воли. Неужели вы ждёте такого же интеллектуального подвига от миллионов обычных студентов из поколения, у которого исследователи уже сейчас отмечают серьёзнейшие проблемы с мотивацией обучения?

И, похоже, беда подстерегает не только гуманитариев. Вот ещё одна цитата из интервью: «Если ты готовишь инженера, то ты понимаешь, что часть дисциплин ты ни при каких условиях не переведёшь в дистант». Это можно понимать и так: всё, что можно перевести на дистанционку, переведём.

Конечно, министр повторил в своём интервью любимую мантру «дистанционщиков»: дескать, выдающийся заочный преподаватель даст вам больше, чем плохой очный. Извините, но при таком подходе можно договориться и до роспуска всех вузов. Ведь публичные лекции множества выдающихся учёных сегодня можно совершенно бесплатно посмотреть на Youtube. И все учебники можно скачать из интернета. Но это совершенно не может заменить работы обычного преподавателя, который готов по многу раз разъяснять студенту его ошибки и указывать верный путь.

По сути, «дистанционщики» покушаются сегодня на основы высшего образования, которые складывались столетиями. На университетскую атмосферу – среду постоянного живого общения тысяч студентов и преподавателей, которая веками дарила человечеству знания, открытия, прогрессивные идеи.

Сегодня мы просто не имеем права благодушно относиться к подобным заявлениям чиновников. Да, первая попытка подвести правовую основу под дистант отбита совместными усилиями родительской и педагогической общественности и фракции КПРФ в Госдуме. Законопроект о дистанционке отозван. Наша фракция провела в парламенте «круглый стол» по этой проблеме. На нём Председатель ЦК КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов чётко обозначил позицию партии: ползучее введение дистанционки недопустимо. Но, как мы видим, продолжается интенсивный зондаж общественного мнения. Намерения очевидны: попытаться после эпидемии сделать удалёнку стандартом образования, по крайней мере, высшего. Нам всем нужно понимать: вялая реакция общества на эти поползновения впоследствии может обернуться катастрофой. Сейчас всем нам – законодателям, экспертному сообществу, родителям, педагогам, студентам – нужно сплотиться и дать жёсткий отпор «дистанционщикам». Иначе со временем мы получим эпидемию невежества с такими тяжелейшими последствиями во всех сферах нашей жизни, что на их фоне эпидемия коронавируса покажется просто мелкой проблемой.